ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: «О противодействии коррупции»

14.03.2022

Коррупция – одна из наиболее актуальных проблем и реальных угроз национальной безопасности каждого государства, включая Россию. В сознании большинства граждан коррупция, прежде всего, ассоциируется с взяточничеством. Вместе с тем в реальности понятие весьма многогранное и не ограничивается вышеизложенным смыслом. Так, в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федерального закона №273-ФЗ) понятие коррупции определено следующим образом: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Основной психологической предпосылкой коррупции является стремление человека получить какие-либо блага в обход существующих правил, зафиксированных в нормативных правовых актах и имеющих обязательный характер. Как показывает практика, деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в большей степени, по сравнению с другими органами власти, подвержена коррупции, поскольку в данных сферах сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления предопределяют высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами и важность принадлежащих полномочий.

Отсутствие должного контроля за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих, игнорирование фактов коррупции либо слабое, не основанное на правовых предписаниях реагирование во многих случаях являются условиями, облегчающими совершение коррупционных правонарушений и преступлений.

В число применяемых мер в сфере профилактики коррупционных правонарушений включено предоставление государственными (муниципальными) служащими и иными лицами, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Стоит отметить, что нормативно-правовая база в данной сфере, в целом, уже сформирована. В развитие положений Федерального закона № 273-ФЗ приняты Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Указ Президента от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также внесены изменения в Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 558 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Соответствующие нормативные правовые акты принимаются и на региональном уровне. 

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» разработало и представило методические рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год).

За неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции гражданским служащим в соответствии с положениями ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено наложение взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. В частности, за непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. 

За неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции гражданским служащим в соответствии с положениями ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» установлено наложение взысканий: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если представление таких сведений обязательно, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. 

Таким образом, предоставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является одним из действенных мероприятий в системе мер по профилактике и предупреждению коррупции, позволяющим анализировать доходы и расходы должностных и иных лиц, перечень которых закреплен действующим законодательством.


Возврат к списку